lekish (lekish) wrote,
lekish
lekish

Categories:

Юнг, архетипы и Айра Прогов

Невротическим расстройством в разных степенях и формах проявления подвержены все личности с достаточным интеллектуальным уровнем, поскольку отсутствие единства с самим собой - признак человека культуры.
(Юнг К.Г, 1942).


Необходимое предисловие
Я сейчас хожу на курсы, которые ведет Игорь Владимирович Романов, психотерапевт, университетский преподаватель и прочая-прочая. Он великолепный рассказчик, достаточно сказать, что к нему на лекции на журфаке приходили не только те, кто были должны, но и народ с других курсов. Поэтому, чтобы эти замечательные лекции не остались только в наших головах, я буду записывать их и выкладывать сюда, а кому интересно — смогут почитать и что-то сказать.

Сейчас я хочу рассказать вам о человеке, которого в Европе не понимали, а в Америке называли «смешным мистиком». О человеке, у которого были сотни истолкователей и ни одного последователя.
Знакомьтесь: Карл Густав Юнг.

Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет и работал психиатром в клинике. Он уже написал докторскую, и был известным исследователем, когда познакомился с Фрейдом. Встретившись впервые, они проговорили 13 часов подряд. Фрейд, гордый и счастливый, объявил Юнга «коронным принцем» и «наследником». Вскоре Юнг стал первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала и практикующим психоаналитиком.
Через четыре года Юнга выгнали из МПО с формулировкой «некорректные отношения с клиентками». Что произошло? Фрейд и Юнг не поделили две вещи.
1. Сабину Шпильрейн. Сабина была красива, умна, имела психическую травму и спала с Юнгом, своим психоаналитиком. Юнг, который тогда был уже женат и имел двоих детей, не возражал. Кроме того, в Сабине открылся талант к научной работе: она закончила медицинский, написав диплом о шизофрении. Сабина называла себя ученицей Юнга. Нервный еврей, всю жизнь отвечавший для себя на вопрос: «Почему не следует спать с клиентками?» и высокий статный немец с молодой умной любовницей — естественно, им стало не по пути. Позже Сабина вернулась в Россию, создала единственный в своем роде дом для реабилитации детей и была расстреляна немцами в 1942 году.
2. Научный подход. Фрейд был больше медик, а Юнг - философ. Фрейд всё внимание уделял истерии и либидо, а Юнга... Юнга мучали кошмары.
В 1902 году Юнг защитил докторскую диссертацию «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». Его интересовали трикстеры в мифах индейцев, НЛО, символика коллективного бессознательного. Весь 1913 год он просыпался в холодном поту от ужаса — в 1914 году началась Первая мировая война. Юнг находил людей, которые видели во сне головы, говорящих на древних мертвых языках, известных двум-трем лингвистам в мире. Он видел необразованную румынскую крестьянку, которая во сне говорила на древнеегипетском. Дух, вызываемый на спиритическом сеансе говорил на древнегерманском, а медиум не знала этого языка. Как можно было объяснить все эти факты?
Тогда Юнг произнёс слово «архетип».
Это сейчас в учебниках архетипы — это универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, и т.д. и т.п.. Это может дать формулировку для ответа на экзамене, но не даёт никакого представления о том, что он описывал.
Юнг писал, что архетип — это опыт ужасного. Он непредставим, его нельзя передать словами. Если человек встречается с ним, он не может более оставаться прежним. Он сходит с ума или меняет всю свою жизнь. Юнг приводил историю о безжалостном разбойнике, которому приснилось нечто, о чём он не смог рассказать. Разбойник бросил своё ремесло и пошел побираться по городам. Однажды он сидел у церкви и услышал колокольный звон... и вдруг понял, что тот сон был общением с Богом, это Бог говорил с ним и спас таким образом его бессмертную душу. Бывший разбойник стал проповедником, и после смерти был причислен к лику святых.
В работах Юнга очень много гениальных открытий, но нет ни одного указания, как их применять на практике. Поэтому на самом деле, у Юнга нет последователей, юнгианцев, есть только постъюнгианцы, те, которые творят своё «по мотивам».
Концепция личности по Юнгу
Личность можно сравнить с колодцем. Первое, что мы видим, подходя к колодцу — это сруб. Он может быть красивым и ухоженным, с налаженным механизмом, а может быть старым, рассохшимся, с ржавым воротом.
— Персона. То, что мы думаем о себе и что мы хотим, чтобы другие думали о нас. Очень важно - вся работа должна начинаться с Персоны. Непроработанная персона просто не даст человеку идти глубже.
Мы заглядываем в колодец. Прохладный воздух, пахнет свежестью, и где-то далеко-далеко внизу поблескивает вода. Перелезаем через стенку и спускаемся вниз. На нас уже не светят солнечные лучи, стенки покрыты мхом и скользят под пальцами.
Это зона индивидуального бессознательного. Ай! Какая мерзость! По руке пробежала мокрица. Это комплексы — эмоционально значимые внутренние напряжения, которые вытеснены в область бессознательного. Однако, если тронуть струну на поверхности, связанную с комплексом, мы получим неадекватный эмоциональный отклик.
Мы спускаемся еще ниже и видим громадный шевелящий клубок мокриц и тараканов. Это Тень — то, что мы в себе не принимаем и вытесняем, оборотная сторона личности. Она так не нравится нам, что мы тратим много сил, держа её внизу. Однако, стоит защитам хоть немного ослабеть, Тень проявляется. Например, если человек склонен ко лжи, он будет замечать ложь во всех окружающих и яростно бороться с лгунами. То, что это его Тень падает на них, и сражается он не с ними, а со своим отражением, он не осознает.
Прижавшись к стене, мы спускаемся мимо клубка и смотрим на странную двутелую фигуру.
Это Анима и Анимус, женское начало в мужчинах и мужское в женщинах.
До ключевой холодной воды остается совсем немного, и мы подходим к Самости. Она похожа прозрачный кристалл, который наполовину погружен в воду.
Самость — это глубинный центр каждого человека, то, что остается, когда мы откладываем в сторону всё, что не есть «Я». Познание своей самости — самый эмоционально насыщенный опыт, который может пережить человек.
Что же такое вода, чистая жидкость, соединяющая и питающая все колодцы? Это и есть великое открытие Юнга - коллективное бессознательное.
В нём находятся культурные архетипы — боги и легенды, которых независимо друг от друга придумывают все народы, идеи и открытия, которые приходят нам в головы.
Постъюнгианец Айра Прогов
Айра Прогов — в Рунете я нашла на него только две ссылки, третья будет вот.
Он жил в Европе, и ему повезло учиться одновременно у Юнга и у Судзуки — человека, познакомившего Европу с дзен-буддизмом.
Прогов считал, что юнгианство слишком непознаваемо, поэтому нужно вывести его наружу. Но как?
«Я научу вас вести дневник, который будет вашим личным психотерапевтом» - сказал Айра Прогов.
Этот дневник - совсем не ЖЖ, это ваше личное пространство. Он состоит из нескольких разделов.
1.Мысли обо всём
2.Планы и фантазии
3.Ролевые монологи и диалоги.
4.Сны и медитации
5.Воспоминания
Для того, чтобы дневник начал работать, задавать вам вопросы, нужно внести в него некоторое количество информации. Это называется первичное кормление.
Сегодня я опишу две техники заполнения дневника.
. Проективная индукция.
«Жила-была одна красавица. Все современники говорили, что она очень красива, хотя на портретах этого не видно — а от неё осталось множество портретов. Эта женщина была красива, потому что нашла свое предназначение. Она осознала, что смысл её жизни - быть музой великого человека. Оставалось этого человека найти. На литературных вечерах она познакомилась с французским поэтом, «широко известным в узких кругах». Она помогала ему печататься, ухаживала за ним, поддерживала его, пока не поняла, что он — далеко не гений. Тогда она ушла от него и стала искать дальше. В одном магазинчике она увидела картину, которая потрясла её выразительностью, яркостью, гениальностью, Она выспросила у хозяина магазина, кто автор. Им оказался студент Академии художеств. Она нашла этого студента и предложила ему себя и свою помощь в продвижении его картин. Студент засмущался — она была старше, но согласился. Они стали жить вместе, и она уговорила его сделать выставку. Вскоре о предстоящей выставке говорил весь Париж, билеты на неё продавались по бешеным ценам — у женщины уже было имя искательницы талантов. Художник же не показывал ей своих картин, говоря, что не любит показывать незаконченные произведения. Наконец, за несколько дней до выставки она вошла в его мастерскую и увидела картины. Они были абсолютно бездарны.
После бурного выяснения причины, она узнала, что студент обманул её. Ту, первую картину, написал его друг, испанец. Чтобы не пропадала выставка, они набросали красок на холсты и назвали это «авангардом».
После выставки женщина поехала в Мадрид. Она нашла этого студента и сказала ему: я буду твоей музой. Её звали Гала, а его — Сальвадор Дали.
«Я люблю Галу, больше чем отца, больше чем мать, больше чем Пикассо. И даже больше чем деньги» - писал Сальвадор.
Эта женщина полностью реализовала свое предназначение».

Примите удобную позу. Представьте себя через несколько лет. Может быть, вы уже стары, а может, еще полны сил. Но вы чувствуете, что полностью реализовали своё предназначение. Дело не втом, что вы готовы к смерти — а в том, что если вы умрете сейчас, вам будет не стыдно —в каждый момент вы делаете всё, что можете. Представьте свой день, с утра и до вечера. Как вы просыпаетесь и что вы делаете потом. Кого вы видите рядом с собой. Что вы делаете, чем завершается ваш день.
Работа с дневником — скорее самостоятельная работа, чем групповая. Но чтобы разобраться в нём вам нужен будет терапевт.
Прогов выделял две патологии, характерные для творческих личностей:
- когда человек не может пробиться в глубину, находится на поверхности. Ему будет свойственно ригидное представление о жизни.
- когда человек не может вернуться на поверхность, когда он увязает в самоанализе и не меняет ничего в своей жизни.
Поэтому по завершнию работы с дневником вам нужно будет задать себе такие вопросы.
Что для меня изменилось в реальной жизни?
Что я буду делать и чего не буду?
Талантливый человек свободно ныряет в глубины своей личности и свободно выныривает на поверхность, зачерпнув живительной влаги.
Техника ролевых диалогов
1.Выберите человека, в общении с которым у вас есть незавершенность. Не надо выбирать слишком острые отношения, но и не надо останавливаться на незначащих людях.
2.Настройтесь на него. Попробуйте поставить вехи — события из его жизни, которые рпивели к тому, что он такой, какой есть, которые помогут вам его понять.
3.Напишите его вопросы к вам. Не придумывайте ничего, просто ждите, когда он вам что-то скажет. Это будет напоминать сон наяву — ведь во сне вы тоже не можете регулировать действия других персонажей, хотя они все находятся в вашей голове.
4.Ответьте ему. Скажите ему то, что хотите. Вы должны продолжать диалог, пока не исчезнет незавершенность.
5.Напишите деятельное резюме. Как бы вы могли перевести это диалог в практику. Чему вы научились благодаря ему? Подумайте, как вы достигли взаимопонимания, и если не достигли, то почему?
Мы всегда общаемся не с реальными лююдьми — а с их образами в нашей голове. Наладьте отношения с образом, и вам будет проще договориться с оригиналом.
Tags: лекции, цитатник
Subscribe

  • Марокканские узоры

    Несколько лет уже хотела съездить в Марокко, и вот, наконец, добралась. Больше всего из моих прежних путешествий мне напомнило Индию - только…

  • (no subject)

    Ничего себе, так давно не писала ничего, чувствую себя так странно - но и знакомо, нельзя же разучиться ездить на велосипеде? (Хотя от недостатка…

  • Никто не знает про смерть

    Тяжелый текст, предупреждаю. Но мне надо его написать. Говорят, что с течением времени все забывается. Мой дедушка со стороны отца умер вдали от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments